Главная / Этикет. Значение этикета / Культура общения / Телефонный разговор

Телефонный разговор

Телефонный разговор Телефонный разговор

Здесь мы будем говорить о домашнем телефоне, отложив тонкости деловых телефонных разговоров, хотя общие принципы одинаковы в обоих случаях. Имеется ряд моментов, которые следует учитывать при пользовании домашним телефоном. Первый: время. После 22 часов вечера и до 10 часов утра без особой необходимости не следует звать кого бы то ни было к телефону. Это можно сделать лишь в том случае, если вы хорошо знаете того, кому собираетесь звонить, и уверены, что при необходимости вам тоже могут позвонить даже ночью.

Избегайте также звонить в обеденное время (примерно с 13 до 15 часов), во время ужина и просмотра телевизионных новостей. Само собой, что эти правила не имеют жесткого характера. Звоните когда угодно, если уверены, что это нужно вашему абоненту.

Иногда звонок некстати отрывает вас от срочного дела. В этом случае в вежливой форме скажите об том: 'Извините, у меня гости (я опаздываю на концерт, и т.п.), и я не могу сейчас уделить вам внимания'. Скажите тому, кто звонит, что перезвоните позже.

Как отвечать на звонок? Дома самым уместным остается 'Алло?', 'Да' звучит слишком отрывисто и грубовато. Кроме того, такая анонимная форма ответа не дает уверенности звонящему, что он не ошибся номером. Лучшей формой вступления в разговор по телефону является представление по фамилии. При этом и мужчина, и женщина представляются по фамилии. Естественно, можно назваться и полностью. Дети должны называть имя и фамилию, а при одинаковом с кем-либо из родителей имени можно добавить 'младший (ая)'.

Когда звоните вы и вам ответили, то вы обязаны представиться. Как именно это сделать, зависит от того, насколько вы хорошо знакомы с тем, с кем вы говорите. Существуют несколько стандартных форм представления.

Если трубку взяла прислуга: 'Говорит Сергей Петров, господин Сидоров дома?'. Если вам ответил ребенок: 'Это Сергей Иванович, позови, пожалуйста, папу'.

Если вы узнали по голосу того, кто подошел к телефону: 'Вадим? Добрый вечер, это Нина. Катя может подойти?'.

Если вам ответит тот человек, которому вы звоните: 'Привет, Катя! Это Нина' либо: 'Госпожа Яковлева, здравствуйте! Это Нина Завадская'.

Если звонит старший младшему: 'Это господин Петров' или 'Это Василий Николаевич'.

Младший - старшему: 'Здравствуйте, господин Петров. Говорит Александр Любимов'.

Иногда тот, кто звонит, не представляется, а потому звонящий в ответ на 'Алло' может просто попросить к телефону того, кто ему нужен. Если вы узнали звонящего, то скажите: 'Да, сейчас', а если звонят вам - 'Я слушаю' или 'Это я'. Вполне тактично поинтересоваться, кто звонит. Тем более, если трубку снимает ребенок. Если ему фамилия звонящего неизвестна или тот не называет себя, ребенок ни в коем случае не должен отвечать, что родителей нет дома. Следует сказать: 'Сейчас он (она) не может подойти. Что передать?'. Это отличная во всех отношениях формула.

В этике телефонного общения существуют четыре запрета.

Если вы не туда попали, нельзя спрашивать 'А какой это номер?'. Можно просто уточнить: 'Это номер 258-26-97?', чтобы затем набрать его правильно.

Нельзя, сняв трубку и ответив, тут же говорить:
'Минутку', заставляя тем самым звонящего ждать. Если вы так заняты, скажите: 'Я перезвоню вам через несколько минут' и, разумеется, сделайте это.

Нельзя, чтобы трубку снимали маленькие дети, потому что звонящий потратит массу времени, объясняя несмышленышу, что ему нужно. К тому же, даже поняв, что надо позвать папу, он по дороге может заиграться.

Если вы звоните кому-либо, не кладите трубку, не услышав, по крайней мере, шесть длинных гудков. Дайте своему абоненту, если он дома, дойти до телефона, особенно если он в душе.

Разумеется, есть и другие возможности проявить бесцеремонность по телефону. Например, держать трубку так, что человек на другом конце линии будет плохо вас слышать; говорить одновременно и по телефону, и с кем-то, кто находится рядом с вами; прерывать собеседника, заканчивая начатые им фразы.

Если по каким-то причинам связь прервется, перезвонить должен тот, кто звонил первый раз, а не тот, кому звонили. Назначенную деловую встречу или приглашение можно отменить лишь в том случае, когда это обусловлено достаточно серьезными причинами. Разумеется, эти причины надо назвать. И уж сосем мало подходит телефон для разговоров, имеющих частный или интимный характер, - ведь они могут быть прослушаны другими людьми.

Как завершить разговор по телефону? Обычно это делает тот, кто звонит, - т.е. первым кладет трубку звонящий. Но это не жесткое правило, а полезная рекомендация, если разговор 'не задался' и его надо закончить. Звонивший может в таком случае сказать:

'Я рад, что застал тебя. Надеюсь, что через неделю мы увидимся. До свиданья!' или аналогичную по содержанию фразу.

Если один из собеседников по какой-либо причине прерывает разговор, перенося его на более удобное для себя время, то именно он должен позвонить в дальнейшем.

Бывает, что говорящий с вами не в меру словоохотлив и отнимает у вас время, невзирая на ваши попытки прервать разговор. Тогда вы имеете право принять более решительные меры. Воспользовавшись паузой или прервав чужой монолог, вполне позволительно сказать: 'Извините, мне пора в театр' или 'Прошу прощения, но у меня деловая встреча' и т.п.

Телефонная беседа должна быть тотчас прекращена, если к вам в дом или офис пришел посетитель. Считается верхом неучтивости продолжать разговор по телефону в то время, как ваш гость мается, не зная, чем себя занять. Если зазвонил телефон и вы, сняв трубку, поняли, что разговор предстоит долгий, его следует отложить.

Если вы сами звоните только с тем, чтобы поболтать, не думая о времени, будет уместно сначала выяснить, имеет ли такую возможность тот, кому вы звоните: 'У тебя есть минут десять?' или: 'Ты сейчас не очень занят?'.

Не так уж редки случаи телефонного хулиганства. Если вы услышали в трубке оскорбление или ругательство - немедленно повесьте трубку. Не должно быть никакой реакции с вашей стороны, иначе звонящий будет считать, что его цель достигнута, если вы выйдете из себя и вступите в обмен 'ударами'. Если такие звонки будут повторяться, что чаще всего и бывает, то снимите трубку с рычага.

Существует весьма эффективное средство привести в расстройство телефонного хулигана: добудьте обычный милицейский свисток, свистните изо всех сил прямо в микрофон. Можете не сомневаться- больше хулиган не позвонит.

Очень удобным дополнением к телефону является автоматический определитель номера и автоответчик. Последний позволяет звонящему оставить вам краткое сообщение, когда вас нет дома, а вас уведомляет о том, кто с вами хотел связаться. Но владелец этого устройства должен избегать лишнего и не заставлять звонящего выслушивать маленький концерт, за которым следует длинное предуведомление, после которого длительный сигнал даст знать, что, наконец, можно говорить. Для звонящего из другого города или из-за границы это будет к тому же недешево стоить.

На автоответчик можно записать, например, такой текст: 'Вы позвонили Ивановым (если вы не хотите назвать фамилию, то укажите номер телефона). Пожалуйста, оставьте сообщение после длинного гудка, мы вам обязательно перезвоним. Спасибо'. Не следует говорить: 'Сейчас, к сожалению, дома никого нет' или что-то в этом роде - ведь это очевидно.

Звонящий также должен экономить чужое время:

назовите свое имя, день и час звонка и номер телефона, по которому с вами можно будет связаться.
Вступайте в 'общение' с автоответчиком простым способом, - скажите: 'Алло, привет! Это Гена. Сейчас 15 июля, 12 часов дня. Сегодняшняя тренировка переносится на послезавтра и состоится в 17 часов. Если есть проблемы - позвони мне по телефону 938-11-64. Спасибо'. Не надо 'подписываться' или прощаться, вполне достаточно поблагодарить.


загрузка...

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ


Цветная капуста и здоровье
Цветная капуста и здоровье Цветная капуста является самым полезным овощем для здоровья. Так заявили американские диетологи. В цветной капусте содержатся практически все необходимые для человека витамины и микроэлементы...
Как растопить шоколад
Как растопить шоколад Шоколад - кондитерское изделие из какао бобов, замечательное лакомство, доставляющее сказочное наслаждение, а кроме этого часто служит основой для самой разнообразной выпечки. Растопленный шоколад используют в приготовлении тортов, пирогов, круассанов, блинов и многого другого. Чаще всего в куллинарии применяют черный шоколад. В одних блюдах он используется в твердом виде, в других шоколад надо растопить...
Зеленые коктейли
Зеленые коктейли Зеленые листовые овощи богаты незаменимыми аминокислотами, витаминами, микроэлементами, минералами и антиоксидантами. Они ощелачивают организм и укрепляет иммунную систему. Зеленые овощи содержит много клетчатки, которая необходима для нормальной работы кишечника и помогает сбросить лишний вес...